Сайт Александра Лазарева-мл. Сайт Александра Лазарева-мл.

"Виват, Анна!"
  Фотографии

Виват, Анна Иоанновна!"Виват, Анна Иоанновна!", 2 фильма.
Продюссер: Дружинина С. С.
Режиссёр-постановщик: Дружинина С. С.
Авторы сценария: Дружинина С. С., Финн-Хальфин П. К.
Оператор-постановщик: Мукасей А. М.
Художник-постановщик: Аронин В. С.
В главных ролях: Инна Чурикова, Алексей Жарков, Владимир Ильин, Дмитрий Харатьян, Александр Лазарев-младший.

Начало производства - сентябрь 2004 г.
Окончание производства - декабрь 2005 г.

Киностудия "Авангард" на производственно-технической базе Мосфильма.


Виват, Дружинина!

Мы очень давно хотели напроситься на съемочную площадку к Светлане Дружининой. Но только не как наблюдатели, а как самые настоящие актеры. Пусть даже и массовки. Представьте, шуршащие платья, напудренные парики, изящные туфельки... Красота!
И вот сейчас, когда съемки фильма "Виват, Анна!" в самом разгаре мы решили действовать. Позвонили Светлане Сергеевне, объяснили задачу. В ответ: "Конечно, конечно, приезжайте. Актеры нам нужны. Особенно холопы, которые на втором плане будут снег расчищать". "Простите, а нельзя ли мне быть какой-нибудь княгиней, ну, или фрейлиной, на худой конец? - разочарованно интересуюсь я. - А холопа мы вам и так предоставим, еще один журналист с нами приедет…" "Ну уж извините, - убивает все мои надежды Дружинина. - Фрейлина у нас Алсу. Больше ролей нет. Приезжайте снег расчищать…"

"Еще холопы нужны!"
Виват, Анна Иоанновна!Да… На что только не пойдешь ради дела. На съемочную площадку я ехала с щемящей душу уверенностью, что буду весь день махать лопатой. А если повезет, то еще и в кадр попаду. Ради этой "светлой" перспективы встали мы ни свет, ни заря. И в семь утра наш редакционный кортеж уже мчался по Рублево-Успенскому шоссе. Поселок Барвиха, замок Майендорф. Нынче здесь - президентский пансионат. В общем, объект крайне важный - почти стратегического назначения. Поэтому, видимо, нам сразу же даны были четкие указания: "Машины поставить у ворот и по территории не ездить, в замок не заходить, на площадке не курить (единственное исключение сделано для оператора Анатолия Михайловича Мукасея - да и то с письменного разрешения высокого начальства)". Ну, нет - так нет…
Заходим в бывшую конюшню. Теперь здесь переодеваются и гримируются актеры. Некоторые уже натягивают на себя костюмы: дамы - курляндские платья и белые чепчики, мужчины - холопские тулупы. "Светлана Сергеевна вчера сказала, что вы у нас солдатом будете, - говорит мне второй режиссер Марина Андреевна. - Мы вам самый теплый костюм дадим, иначе с непривычки продрогнете насквозь". Солдатом, конечно, лучше, чем холопом, но хуже, чем фрейлиной. Однако спорить не стала - как только посмотрела на девушек в легких платьях, сразу же поняла, что мне крупно повезло. 
Совсем скоро подъехала и Светлана Дружинина вместе с мужем - оператором Анатолием Мукасеем. Светлана Сергеевна тут же ринулась давать костюмерам и гримерам наставления: "Платье погладьте… Сейчас приедет Инна Михайловна (Чурикова, исполнительница роли Анны Иоанновны - Авт.) - загримируйте ее побыстрее. Так, а юношей у нас не хватает. Еще холопы нужны". Тут взгляд режиссера упирается в могучую грудь нашего фотографа. Он сразу же отводит глаза. "А вот вы, молодой человек, не хотели бы в кино сняться? - спрашивает Дружинина. - Телегу будете тащить". - "Я вообще-то не умею, - мнется Женя. - Я просто… фотограф" - "Ну и что, зато вы видный. Нам такие холопы нужны". Но Женя оказался не по-холопски тверд: "Нет-нет, простите, пожалуйста, я уж лучше пофотографирую…"
Оставшись без поддержки, иду примерять свой костюм. Нужно сказать, что выданный мне военный мундир смотрелся куда лучше блеклых нарядов "дворовых девок". Особенно порадовал цвет - голубой (о, как раньше у немцев было!). 
- Размер ноги у вас какой? - интересуется Дружинина. - Будем ботфорты подбирать. Ага, тридцать восемь… Так у нас, наверное, таких маленьких и нет.
И действительно, в огромном ящике, доверху набитом обувью, не было ничего меньше сорок второго размера. Положение спас кто-то из киногруппы: "А вы внизу как следует поищите - там ботфорты Харатьяна валялись. У него ножка маленькая". Именные ботфорты скоро нашлись - на их подошве действительно было выведено - "Харатьян". Правда, "маленькая ножка" оказалась сорок первого размера. Но выбирать не приходилось. "А вы носочки потеплее наденьте, - сыпались советы. - Все равно ведь замерзнете, у нас даже лошади мерзнут". Ну раз так, подумала я, то и брюки снимать не буду - натяну армейские поверх своих. Так уж точно не замерзну. 
-Ой, что-то с меня штаны сваливаются, - слышу рядом до боли знакомый голос. Ба, да это же Александр Лазарев-младший (исполнитель роли Бирона - Авт.) прячется за соседней ширмой! С противоположной стороны ширму подпирает бойкая девица распутного вида: 
-А вы кушайте побольше! Тогда и штаны сваливаться не будут!
"Глубокую" мысль своей поклонницы актер постарался не заметить и поспешил в гримерку. Девушка в это время нашла себе новый объект для ухаживаний:
- Ой, ка-а-а-кой симпатишный парнишка. Ты, солдатик, откуда?
- Чего-чего? - я сначала и не поняла даже, что со мной заигрывают. К тому же женщина.
Да тут еще и коллеги прибавили: 
- Внушай себе: я мужчина, я мужчина. 
Так я и сделала. Впрочем, самовнушение оказалось неэффективным. Я то и дело поправляла ботфорты и заглядывала в зеркальце. В итоге словила игривое замечание:
- Да, ботфорты - огромное испытание для молодой актрисы: педикюра-то не видно. 
Такого оскорбления профессиональной чести я была не в силах выдержать. Поэтому послушно поплелась в гримерку для того, чтобы стать настоящим мужчиной (не подумайте ничего плохого). 
Александр Лазарев уже при полном параде восседал перед зеркалом. Бирон из него получился на удивление статный и видный. Взгляд - огонь, косая сажень в плечах, кудри (парик, правда), ниспадающие на плечи… (теперь понятно, почему женщины из-за Бирона с ума сходили). Пока из меня окончательно не сделали мужчину, завязываю разговор. Но гримеры оказались безжалостны: "Хватит болтать. Давай усы клеить". Сказали - как отрезали, и прилепили мне на лицо рыжий пучок, который напрочь отбил у меня желание не только общаться с мужчинами, но и вообще попадаться им на глаза. 

Виват, Анна Иоанновна! В ожидании…
Но это, конечно, оказалось неосуществимо. Только вышли на улицу, как какой-то юноша в военном тулупе отдал мне честь (в традиционном значении этого выражения). 
Ко входу подъехала машина, из которой вышла Светлана Сергеевна:
- Так, все хорошо. Только волосы убрать придется.
- Ну зачем же? - взмолилась я. - Так же лучше.
- Нет-нет, не пойдет. У вас стрижка каскадная. Раньше ведь ножом резали - все прямо было.
Ну вот так меня лишили последнего шанса казаться самой себе женщиной. Волосы собрали в хвостик, а его замотали ленточкой от начала до конца. Получилось весьма достоверно с исторической точки зрения. 
-Какой у нас сегодня солдатик симпатичный, - слышу мужской голос. - Правда, на солдатика совсем не похож.
Ну уж нет, больше не куплюсь на эти "улюлюканья": мужчина - так мужчина. И относитесь ко мне серьезно! Так что идем к представителям сильного пола затем, чтобы поддержать их мужской разговор.
- А курить здесь не надо, - говорит один из массовщиков-холопов. - Тут даже Путин не курит.
- А Путин вообще курит?
- Нет. А здесь особенно.
- А что же он здесь делает?
- Лечится.
- От чего?
- От жадности, наверное…
Да, жестко так, по-мужски, подумали мы и поспешили на съемочную площадку. Там уже собралась почти вся команда во главе с режиссером. 
Реквизит - бревна, добротные старинные ведра, поленья - были разбросаны по всему двору. На заборе висел ковер, по виду, не такой уж и старый, рядом расположилась эффектная снежная баба с соблазнительными формами.
Неподалеку уже бил копытом вороной конь Яша. Его привезли в Барвиху с ВВЦ. Яшка, раздувая ноздри, размеренно колотил по белому снегу - очевидно, коня пугала одна только мысль, что его, резвого и быстрого, заставят тянуть какую-то телегу. 
Актеры массовки в это время, кутаясь в телогрейки и пуховые платки, вели светские беседы "за жизнь". Один "холоп" был явно смуглее всех остальных: то ли арап, то ли просто отдохнул хорошо накануне. 
- А что это вы такой темный? - спрашиваю у юноши. - Загар у вас не зимний.
Молодого человека это явно смутило - он тут же попросил зеркальце у своей спутницы и стал с интересом разглядывать себя.
- А че это ты на меня совсем не смотришь, возлюбленный мой? - слышу голос своей поклонницы. - Не признал, что ли?
"Ох, уж эти женщины - просто проходу не дают! Нужно скрыться побыстрее," - решила я и попыталась затеряться в рядах съемочной группы.
Светлана Сергеевна что-то энергично объясняла оператору, гримерам, звукорежиссеру. В этот день предстояло снять сложную сцену: возвращение Бирона из долговой тюрьмы. Выглядело это примерно так: судебный пристав и солдат (т.е. я) везут полураздетого буяна на телеге к возлюбленной Анне. Анна Иоанновна встречает "благоверного" на балконе. В замок, между тем, пускали всего несколько человек из съемочной группы и самых важных актеров. Инна Чурикова время от времени выглядывала на улицу. Нужно заметить, что Анна Иоанновна получилась на удивление красивая, совсем не похожая на ту брутальную толстуху, которую мы привыкли видеть на старинных портретах. Скоро появился и Бирон-Лазарев. Актера привезли на легковушке. Одет он был легко - сексапильные кожаные штаны и легкое пальто на голое тело. А мороз, между тем, крепчал: даже я, самая утепленная из всех актеров, начинала уже ритмично пританцовывать.
- Ну ладно, давайте репетировать, - наконец дала команду Светлана Сергеевна. - Инна Михайловна, вы пока погрейтесь, а мы тут посмотрим, что получается. Все с площадки уйдите, сейчас будем выстраивать сложный кадр! 
Яшу взяли под уздцы и отвели на исходную. Светлана Сергеевна ко всем обращалась по имени. 
-Так, Николай, вы у нас дрова будите рубить. Вон там. Представьте, что вы не играете, а по-настоящему работаете. Из-за всех сил старайтесь, - наставляет Дружинина. - Вы, девушки, снег чистите, ковры выбиваете. Все по-настоящему делаем, не халтурим. Как только увидите телегу с Бироном, сразу работу бросите и бежите на него смотреть. А вот вы, Володя, и ваша спутница (Дружинина обращается к двум лилипутам) тоже начинаете суетиться, бегаете, кричите.
Актеры, облаченные почти в игрушечную одежку, начинают сразу же махать ручками. Так естественно и органично, что оторвать взгляд от них просто невозможно. Причем, как актрисе в легоньком платьице и летних туфельках удается выдерживать зверский мороз - для меня по сей день загадка. 

Съемка
- Мариночка, а вы встаньте за телегой. - наконец дошла очередь и до меня. - Вот вам алебарда, держите. Бирона повезут - вы следом, а дальше импровизируйте.
Алебарда оказалась нелегкой - в одной руке удержать ее я была просто не в силах. Увидев мои терзания, директор картины Владимир Павлович решил помочь: 
-А вы двумя руками держите. А то уроните на Лазарева.
Так, вцепившись в алебарду изо всех сил, я пошла за телегой. Решила: раз уж человек армейский, то и шаг буду чеканить, как положено. После первого "прогона" услышала дельный совет от главного редактора:
- Ну, чего ты вышагиваешь? Ты же за телегой уже Бог весть, сколько идешь. Неужели не устала? Плетись, а не маршируй.
Ну что ж, попробуем. Второй раз я прошла вразвалочку. Поскольку никто мне и слова не сказал, решила, что так и нужно. Но расслабиться мне не дал оператор.
- Когда останавливаетесь, вставайте справа, - посоветовал Анатолий Михайлович. - Иначе вы из кадра вываливаетесь.
Ну, встать - это еще полдела. Светлана Сергеевна требует импровизаций. И Лазарев подает идею.
- А что, если я не спрыгну с телеги, а со всей дури грохнусь на снег. Вот так, - и актер, будто в пьяном бреду, падает носом в сугроб.
- Прекрасно, прекрасно! - кричит Светлана Сергеевна. - Может, ты еще и драку затеешь? Давай попробуем. Вот вы, ребята, начинаете его поднимать, а ты, Саша, их отталкиваешь, можешь даже кому-то по физиономии заехать.
"Холопы" тут же поспешили воплотить замысел режиссера, за что жестоко поплатились: Александр от души отдубасил каждого (конечно, не по-настоящему). 
- Все отлично, теперь снимаем, - командует Светлана Сергеевна. - Все на свои места!
Яшку вновь вернули на исходную: исправник взял его под уздцы, я встала за телегой, Лазарев затаился на сене. Пока возникла некоторая пауза (Светлана Сергеевна что-то обсуждала с оператором), гримеры вплетали соломинки в парик актера и, аккуратно поднимая пальто, рисовали кровавые шрамы (видимо, Бирона здорово покалечили в тюрьме). 
- Ну хватит, что вы меня всего исполосовали! - не выдержал актер. - Прикройте спину, холод собачий!
В это время актеры массовки уже вовсю тренировались: с немецким усердием махали топорами и лопатами, выбивали ковры, таскали ведра. Картина получилась идиллическая. 
Вдруг я почувствовала, что у меня стали отваливаться усы. Поскольку рядом возлежал Лазарев, я, конечно, предпочла бы, чтобы они отвалились вовсе. Но искусство требует жертв: кое-как "прислюнявив" ус, я приняла вид серьезного вояки. 
Наконец, дана команда: "Камера, мотор!"
Холопы и крестьянки начали "трудиться". Гримеры тут же сняли с Лазарева пальто (актер остался полуголым, в одних кожаных штанах), и наша телега покатила во двор. На подъезде нас тут же окружила челядь. Юноши, которым велено было получить по оплеухе от Лазарева, усердно бросались к нему под ноги. Актер, войдя в образ, казалось, отколотил их по-настоящему. Затем, подняв голову и раскрыв объятья, прокричал своей возлюбленной: "Моя Анна! Мин медхен!" и нетвердой покачивающейся походкой пошел в замок.
-Стоп, нужно еще раз! - командует Дружинина. - Я же просила все делать по-настоящему. Вы трудитесь, а не играете!
Дубль два. Все тут же разбегаются по местам.
- Внимание! - кричит Дружинина. И тут же вопрошает. - Актер лежит?
- Да, уже давно! - кричит Лазарев. - Давайте снимать. 
- Когда заходите в замок, смотрите на Инну Михайловну! - командует Дружинина. - Все поднимаем голову. 
Пауза явно затянулась. Лазарев нервничает. Его муки пытаются скрасить гримеры: "Ну, потерпите немного, сейчас мы вам новые шрамы нарисуем! Будите у нас таким окровавленным".
- Я у вас буду сейчас та-а-аким мертвым, - не выдерживает актер. - Светлана Сергеевна, ну давайте уже снимать, я совсем окоченел!
Режиссер, похоже, вовсе не замечает терзаний Александра.
- Прикройте меня, - не выдерживает тот.
В это время гримеры, увидевшие, что усы мои держатся на честном слове, ринулись их подклеивать:
- Вот так! А смеяться вам сейчас нельзя, иначе усы опять отклеятся.
Какое уж там смеяться - улыбаться-то больно!
Дружинина дает команду разойтись по местам. Следующий дубль Светлане Сергеевне понравился больше, но все-таки без третьего не обошлось. 
Лазарев, продрогший насквозь, наверное, уже и сам не рад был, что решил падать с телеги прямо на снег. Хотя после съемок актер довольно быстро пришел в себя - ну вы знаете, у киношников свои секреты. 
Актеры массовки ринулись за автографами. Женщины наперебой просили Александра сфотографироваться с ними, он не возражал.
Мы же поторопились отогреваться. В гримерной осталось немного народу - актеры, занятые в следующей сцене, уже отправились на съемочную площадку. На скамейке сидел юноша, похожий на сказочного принца. Мой нелепый вид его явно рассмешил. Но он сдержанно "посочувствовал": "Ну что вы стесняетесь. Это ж гормоны. С кем не бывает". Не перенеся эти откровенные хихиканья, я в спешке ринулась отдирать усы.
- Да не спешите вы, - испугался директор картины. - Вы же так реквизит испортите ("Скорее, челюсть", - подумала я).- Пойдемте в гримерную, сейчас вас в порядок приведут.
В гримерной, где обедала Инна Михайловна, все отнеслись с пониманием к моей "проблеме": тут же сняли усы, привели в порядок волосы и отпустили на волю. Вот теперь можно было и поговорить - с Лазаревым и тем незнакомцем, который так жестоко надо мной посмеялся.
Юношу звали Данилой, играл он, по собственному признанию, "главную роль". В тот день в кадре он должен был появиться всего один раз - выглянуть из-за решетки и тут же скрыться. А вообще Данила исполняет роль красавца Сумарокова, этакого лихого парня, который постоянно скачет на коне и влюбляет в себя красавиц. Откроем секрет: одна из них - героиня Алсу. И об этом "романе" мы, может быть, потом вам расскажем подробнее.

Текст: Марина Забелина
наше Кино№2(10) 2005 
Тайны Анны Иоанновны
Журнал 7 дней, 11-17 апреля № 15

Виват, Анна Иоанновна! Каких только ролей не было в актерской биографии Инны Чуриковой!
На российских цариц Инне Михайловне играть не доводилось. Это кинематографическое упущение с лихвой восполняет Светлана Дружинина, которая уже пятый год снимает исторические хроники "Тайны дворцовых переворотов", посвященные пяти императрицам: Екатерине I, Анне Леопольдовне, Елизавете Петровне и Екатерине Великой. Сейчас режиссер работает над фильмом "Виват, Анна Иоанновна!", где на Чуриковой впервые будет красоваться императорская корона. И хоть образ властной, малограмотной и грубой Анны Иоанновны – полная противоположность актрисе, она с удовольствием согласилась на участие в проекте. "Когда я принимаю приглашение на роль, мне важно, чтобы она была для меня интересна, позволяла бы узнать что-то новое о себе самой… - делится Инна Михайловна. – Поэтому играть Анну Иоанновну, с которой трудно, но занятно. По свидетельствами очевидцев, императрица была высокой, очень толстой, не слишком привлекательной, обладала, недюжинным аппетитом. Все это не особо мне. Мне же хочется понять ее характер, найти объяснения понять ее характер, найти объяснения поступкам. Словом, проникнуться ею. Если удастся, то и роль получится".
Ну а чтобы Чурикова лучше прочувствовала нюансы царственного положения, для нее сшили великолепное платье и настоящую мантилью, украшенную стеклярусом, камнями и кружевными оборками. Поговаривают, что создание таких вещей уже и "Мосфильму" не по силам. Поэтому поработать художником по костюмам специально пригласили чувашского модельера Игоря Дадиани, хорошо знающего исторический материал. А Инна Михайловна, прекрасно понимающая, как велика роль костюма в создании образа, невзирая на простуду, не пропускала не одной примерки.
Но и другим актерам, задействованным в проекте, грех жаловаться. Над внешним обликом каждого из них работают профессионалы, не упускающие ни малейшей детали. Поэтому не разочаруют зрителей и Дмитрий Харатьян – Иван Долгорукий, и Алексей Жарков – Алексей Долгорукий, и Владимир Ильин – вице-канцлер Остерман, и Алиса Признякова – графиня Шеореметева, и Алсу – фрейлина императрицы Мадлен. Для всех сшили необычайной красоты платья и шляпы, шарфы и перчатки-краги, изготовили табакерки и пудреницы. Даже для массовки не довольствовались обыкновенными валенками и варежками, а специально, чтобы вещи выглядели старыми, искали их по барахолкам.
Правда, как это порой случается, актерские фантазии, тоже не знали границ. Так, Александр Лазарев-младший, играющий любовника императрицы Бирона, придумал, что в одном драматическом эпизоде он выпрыгнет из телеги не в дизайнерском тулупе, а с голым торсом. Одного не учел Александр – что на улице во время съемок стоял нешуточный мороз, а снег покрывала тонка корка льда. Поэтому после пары дублей Лазарев-младший потихоньку жаловался съемочной группе: "И черт меня дернул все это придумать!"
Зато Светлане Дружининой и ее мужу, оператору Анатолию Мукасею, идея пришлась по вкусу. Кстати, на съемочной площадке все с интересом наблюдают за их взаимоотношениями. Когда работа еще не началась, они – идеальная супружеская пара. Но как только звучит предостерегающее: "Тишина! Камера! Мотор!" - одна другому не дает поблажек, а, наоборот, требует максимальной отдачи и не отпускает на положенный обеденный перерыв.
Мейндорф в главной роли
"На Рублевке", № 6 (103) 3-9 марта 2005

Виват, Анна ИоанновнаОтреставрированный недавно главный дом усадьбы Подушкино снова оказался под нашим пристальным вниманием. Кинорежиссер Светлана Дружинина снимает здесь сцены для очередных фильмов киноэпопеи "Тайны дворцовых переворотов. Россия. Век XVIII". 

Благодаря уникальной архитектуре замок Мейендорф (главный дом усадьбы) всегда привлекал кинематографистов и не раз становился съемочной площадкой (здесь снимались "Шатун" Александра Хвана, "Игрок" Алексея Баталова, "Черный клоун" Бориса Галкина). 

На этот раз усадьба играет роль Курляндского поместья Анны Иоанновны - будущей российской императрицы... 1730 год - в то время в России от простуды умирает император Петр II и Верховный тайный совет во главе с князем Долгоруковым решает возвести на российский престол наиболее слабого правителя, которым можно было бы манипулировать. Выбор пал на племянницу Петра I , мало кому известную вдову герцогиню Курляндскую Анну. К ней в Митаву, в замок Кетлеров, посылается делегация с так называемыми "Кондициями", которыми "верховники" хотят ограничить ее будущее всевластие. Один из пунктов "Кондиций" - не брать с собой в Россию фаворита и любовника Эрнста Бирона... 

Виват, Анна Иоанновна"Виват, Анна Иоанновна!" - так называется будущая картина, сценарий к которой Светлана Дружинина написала вместе с Павлом Финном. Ленивую, суеверную и одновременно жестокую герцогиню Курляндскую играет восхитительная Инна Чурикова. Ее фаворита камер-юнкера Бирона - Александр Лазарев-младший. В фильме также снимаются Дмитрий Харатьян - он играет фаворита Петра II Ивана Долгорукого, Алексей Жарков (князь Алексей Долгорукий) и Владимир Ильин (вице-канцлер Остерман). 

"Усадьбу Подушкино мы заметили давно, - рассказывает Светлана Дружинина, - в середине 90-х мой гардемарин Сергей Жигунов снимал здесь свою "Королеву Марго". Тогда состояние здания нас расстроило: все стены были замазаны масляной краской, внутри располагался то ли профсоюз, то ли клуб. Более-менее приличной была только одна комната, и то - с неработающим камином. Сфотографировав тогда все необходимое, мы уехали. А недавно, выбирая натуру для новых серий, вспомнили о Подушкино. Приехав на место, мы испытали восторг от того, как отремонтировали поместье. К нашей радости, Управление делами Президента РФ, в чьем ведении находится замок, разрешило съемки. Войдя же в сам замок, мы поразились опять - с какой любовью и знанием дела поработали реставраторы". 
Виват, Анна Иоанновна
Евгений Королев
Тайны Анны Иоанновны
По материалам программ "Синемания"
09.03.2005

Согласно легенде, историческое кино возникло из-за нерасторопности кинохроникеров. Не сумев попасть на коронацию одного из европейских монархов, они вынуждены были сами инсценировать этот церемониал. И добились в этом такого успеха, что никто из тогдашних невзыскательных зрителей так и не заметил подделки. 

С тех пор режиссеры не устают интерпретировать на разный манер различные исторические эпохи. Так, Светлана Дружинина неутомимо продолжает раскрывать "Тайны дворцовых переворотов" вместе со сложившейся командой актеров, которые, вслед за героями, кочуют у режиссера из серии в серию. Светлана Сергеевна взвалила на себя нелегкий труд. Вот уже 5 лет она экранизирует учебник истории. 

Светлана Дружинина (режиссер): "История не учит, история проучивает. Поэтому нужно знать свою историю, о которой мы пытаемся рассказать, докричаться. Для того, чтобы сегодня нам было лучше".

Съемочный день подходит к концу. Александр Лазарев-младший и Инна Чурикова изображают любовь Бирона и Анны Иоанновны. Оба в валенках, но это не дань съемочному времени, а всего лишь способ борьбы с холодом. Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская – властная и малограмотная, грубая и неэстетичная, полная противоположность Инне Чуриковой. 

Инна Чурикова (актриса): "Вообще, она была очень высокая, очень толстая и не очень привлекательной внешности. Такие есть свидетельства… Я, может, не владею таким большим аппетитом, как она, но мне хочется понять ее характер. Если я пойму ее характер, то может, стану и похожей?" 

У Инны Чуриковой это лишь четвертый съемочный день. В отличие от нее, Александр Лазарев-младший уже появлялся в кадре – во 2-й серии "Тайн". Но то была лишь проба пера, а теперь он один из главных персонажей российской истории. Эрнсту Иоганну Бирону принадлежала фактически вся власть в России того времени. 

Александр Лазарев (актер): "Если рассматривать его с исторической точки зрения – да, безусловно, это карьерист. Он рвался на ее трон, рвался встать вместе с ней во главе России. С другой стороны, есть исторический факт о том, что когда она умирала, он рыдал у ее смертного одра. Искренне плакал, убивался. Пойди пойми этих исторических личностей – где правда, где ложь?…"

Будничная жизнь царей и вельмож отнюдь не весела, но все же очень киногенична. Реверансы, полонезы, кринолины. Вороные цугом и лакеи на запятках. Красота. Она-то и привлекает режиссеров на протяжении вот уже ста лет.

Народная артистка России, заслуженный деятель искусств России, режиссёр-постановщик Светлана Дружинина продолжает подготовительную работу над своим двухсерийным проектом "Виват, Анна Иоанновна!". 


- Вы сейчас работаете над новым фильмом "Виват, Анна Иоанновна!". Вы снова обратились к истории?

- Я продолжаю проект, который мы замыслили десять лет тому назад, в самые чёрные годы кинематографа. Начиная в самое, казалось бы, безнадёжное для кино время, у нас получилось шесть фильмов - "Тайны дворцовых переворотов России. Век восемнадцатый", который мы замыслили - начиная со смерти Петра Великого и, как задумывалось - до смерти Павла. Продолжением этого проекта является фильм 7-й - "Виват, Анна Иоанновна!" 
В последнем фильме "Тайны дворцовых переворотов", когда Пётр II в белой рубахе на чёрной тройке уходит за горизонт, произносится текст: "И может эта короткая, неземная жизнь выполнила свою миссию, может быть на этом трагическом примере дано было показать, что абсолютная власть на Руси необходима?" И правильно, когда наша огромная страна держится на волевом усилии, она составляет великую силу.
И в фильме об Анне Иоанновне, над которым сейчас мы работаем, есть определённая цитата: когда Анна Иоанновна надрывает "кондиции", будет идти назидание потомкам: "Вот что получается с Российским троном, когда он шатается под ударом западных ветров демократии". Ведь это безумно интересный и очень современный материал – когда после смерти Петра II мудрые люди, такие как Дмитрий Голицын, предложили ограничить монархию конституций и парламентом, как это было в цивилизованных западных странах. Они написали кондиции, то есть пункты, для самой, казалось бы, управляемой особы…. Она тогда клянчила деньги и подписывалась "ваша бедная вдова". Приглашали её с большими ограничениями в пользу парламента. А в результате, несмотря на то, что она была заперта в комнате, и к ней никого не допускали, кроме сестры и трёх-четырёх дам, она все равно получала информацию с воли, и ей хватило мужества, таланта перекрутить, обмануть, и переиграть большое количество мужчин и стать самодержавной императрицей государства Российского.
Вот собственно об этом эпизоде - "разодрании кондиций" - и будет наш проект. Когда она их разрывала- это была воля НАРОДА, который не хотел никаких демократических западных веяний. В этом смысле они чётко высказались: "Зачем нам 8 тиранов? Пускай будет тиран, но хотя бы один!" и дружно проголосовали и возвели Анну Иоанновну на престол.
Анну Иоанновну будет играть народная артистка и одна из гениальных актрис кино и театральной сцены, Инна Чурикова, Бирона - Александр Лазарев-младший.

- Инна Чурикова будет сниматься у Вас впервые?

- Да. Кроме того, в фильме будет задействован Владимир Ильин в роли вице-канцлера Остермана, Алексей Жарков - в роли Алексея Григорьевича Долгорукого. Сына фаворита Ивана Долгорукого сыграет Харатьян. К сожалению, мне придётся менять Сашу Белявского, поскольку сейчас он не здоров. Но вместо него появится очень интересная кандидатура Владимира Коренева. Это тот, кто в своё время поразил весь девичий мир, сыграв "человека - амфибию". Мне кажется, его возвращение к серьёзной работе в кино будет интересно. Коренев сыграет Василия Никитьевича Долгорукого, который сопровождал Анну Иоанновну и караулил, никого к ней не допуская... 

- Как много исторических материалов вы проработали для такого проекта?

- Огромное количество. Так что иногда я сама себя беру за руку и останавливаю, потому что, как говорят, великие знания есть великие печали. Материал очень разнороден и разнообразен. Я иду по материалам, собранный Соловьёвым в "Истории государства Российского", и другим, которые появляются или обнародуются в процессе. Я стараюсь даже не развлекаться, не читать беллетристики и художественной литературы.

- Автор сценария – Вы сами?

- Я работаю с Пашей Финном, не позволяю себе писать одной, потому что не считаю себя чистым драматургом. Но я считаю, что история это общее достояние, поэтому в 1994 году, когда не было ни у кого денег, когда кинематограф, казалось бы, ушёл в небытие, то я одна, придумав себе эту тему, села и написала синопсис, большую, расширенную заявку, которая теперь расширяется всё дальше и дальше. Вот я сейчас говорю с вами об Анне Иоанновне, а у меня в столе лежит дальше: Анна Леопольдовна, заговор Миниха, жизнь Бирона, а затем знаменитый 1742 года переворот Елизаветы Петровны… Если мне даст Господь всё это снять… 

Галина Борисович, Анна Резанова