"Завтрашние заботы"
Режиссер Александр Аравин (фильмы "Тайга",
"Красная Капелла")
4-х серийный художественный фильм "ЗАВТРАШНИЕ ЗАБОТЫ" по одноименной повести Виктора Конецкого.
Жанр: историческая остросюжетная драма с элементами патриотической героики.
Аннотация: Фильм о подвиге русских моряков, проявивших храбрость, отвагу и силу воли при перегоне рыболовецкого флота из Архангельска на Камчатку через Северный ледовитый океан в 1955 году.
Автор сценария Андрей Дмитриев
Оператор Виктор Новожилов
В ролях: Александр Лазарев, Дмитрий Ульянов,
Петр Зайченко, Анастасия Аравина.
"Завтрашние заботы"
По этой повести Виктора Конецкого в Архангельске снимается фильм. Если быть точным, это уже третья попытка экранизировать одну из первых и, на мой взгляд, одну из самых удачных повестей писателя. В 1963-м на
"Ленфильме" режиссеры Б. Метальников и Г. Аронов сняли одноименную картину, а в 1984-м на Ленинградском телевидении за постановку под названием
"Перегон" взялся О. Рябоконь.
К сожалению, ни тот, ни другой фильм явлением нашего кинематографа не стали и зрительского признания не снискали.
КСТАТИ, вся фильмография Виктора Конецкого умещается на одной страничке. Самая известная киноработа, где писатель выступил сценаристом в соавторстве со знаменитым драматургом Алексеем Каплером, - комедия
"Полосатый рейс" (1961). Потом был "Путь к причалу" (1962). В 1963-м вышло сразу два фильма по его повести
"Если позовет товарищ", причем за телевизионную версию брался сам Георгий Товстоногов. В 1965-м снова блистательная комедия -
"Тридцать три". А дальше, вплоть до последнего времени - редкие и, скажем так, отдельные работы. Что мне и до сей поры непонятно, даже удивительно: Конецкого экранизировали очень мало. И это при наличии большого творческого наследия, всегда многообещающей на отклик морской темы и удивительной кинематографичности того, о чем рассказывал писатель!
Третья попытка
Всю прошлую неделю в Архангельске работала выездная группа
"Мосфильма". Под руководством режиссера Александра Аравина она снимала
"архангельские" сцены и эпизоды "Завтрашних забот". Говорят, съемки будут продолжаться до конца июня. Это значит, что облик некоторых домов, в основном из старого жилфонда, немного изменится, автомобилистов ждут временно перекрытые улицы, а случайным зевакам можно будет поглазеть на сцены городской жизни времен 50-х годов прошлого века.
На сей раз повесть Виктора Конецкого переложил на свой сценарий Андрей Дмитриев. Ведущий оператор фильма - Виктор Новожилов. Главные роли играют актеры Александр Лазарев, Дмитрий Ульянов и Анастасия Аравина (дочь режиссера). В картине также заняты Петр Зайченко, Андрей Белый и другие. Примерный бюджет фильма - 1 млн рублей. Выход картины - если не конец этого года, то начало 2007-го.
В основе "Завтрашних забот" - повести для Виктора Конецкого во многом автобиографической - в сущности простая история... Два молодых капитана, два друга влюблены в одну женщину, и оттого возникает известный
"треугольник". Капитаны затем идут по Севморпути - это тысячи миль вдоль полярного фасада Союза, они перегоняют новые сейнеры из Петрозаводска на Дальний Восток - опасное плавание, тяжелая работа и долгое мучительное испытание для всех троих. Финал повести далек от киношного американского...
- Мой герой - неординарный, ищущий, стоящий на перепутье, - рассказывает исполнитель главной роли актер Дмитрий Ульянов. - Он умеет любить, умеет дружить, но не умеет вести себя с женщинами, не умеет что-то нужное сказать вовремя и не понимает этого. В итоге мой герой теряет и своего друга, и возлюбленную...
Много пожаров и развалин
Архангельск лета 1955-го - как раз то место, где складывается упомянутый
"треугольник". Так называемые "квартирные сцены", как выяснилось, уже сняты в Москве, а в нашем областном центре съемочная группа добирает
"местную натуру". Например, сцену размолвки друзей снимали у деревянного Соломбальского моста, ведущего в Кемский поселок, а сцену на входе в памятный многим морским волкам архангельский ресторан
"Интурист" - на крыльце здания... областной Федерации профсоюзов.
"С поиском старого Архангельска у нас возникли большие проблемы", - признался режиссер, и во многом его можно понять: к нынешнему дню временем и стараниями градоначальников стерлось многое своеобразное из, казалось бы, вечного облика города на Северной Двине: заставленные кораблями рейды, суета у пристаней, деревянные дома с затейливыми мезонинами, скрип дощатых тротуаров, громкозвучный накат трамваев...
- Сказать честно, - говорит Дмитрий Ульянов, - я немного разочарован. - Много слышал об Архангельске и ожидал большей архитектурной истории на улицах, ведь она создает лицо города. Впрочем, это общая беда российских городов...
Его поддержал актер Александр Лазарев:
- Красивый старый русский город, но уж слишком много у вас пожаров и развалин. Это огорчает...
Однако проблемы у творческой группы, думается, не только в подборе надлежащей городской архитектуры 1955-го года. Представители творческой группы заявили - при съемках фильма будут использовать не только здания и улицы областного центра, но и технику того времени. Со зданиями вопрос, в общем-то, понятный, хотя и не без труда, но решаемый, а вот с техникой...
Автомобили 50-х нынче раритет, трамвай на улицу не выкатишь - в Архангельске уже и рельсы-шпалы повыкапывали. Еще сложнее с кораблями. Где сейчас отыщешь малый рыболовецкий сейнер типа МРС-80 петрозаводской постройки? Где найти чадящие
"густым перекрученным дымом" пароходы с высокой трубой, тем паче двухтрубный
"Микоян" - ледокол "с округлыми, бочоночными боками, с портиками наблюдательных вышек на крыльях мостика"?! А ведь у кораблей 50-х настолько специфический облик, что любая подмена в стиле
"а ля" будет резать глаз и сердце моряку.
Задача 4-го класса
Перегон сейнеров на Дальний Восток - основной фон происходящего в повести, людям думающим будет интересен как исторический факт. Основные места действия: Петрозаводск, так сказать,
"пункт А", наш Архангельск, далее - восточный сектор Севморпути - самый тяжелый на перегоне и дальше - злобно штормящее Берингово море.
"Перегон - это чаще всего караванное плавание, - объясняет матери главный герой, чтобы унять ее тревогу. - Катится по морю целая гоп-компания разных судов. Единственная задача - пройти от пункта А в пункт Б. Все. Как в четвертом классе. Ни груза в трюмах, никаких других задач..."
К тому времени, как я впервые прочел "Завтрашние заботы", мне уже довелось бывать восточнее пролива Вилькицкого, и здесь наше судно крепко зажимало. Лесовоз с корпусом ледового класса
"УЛ" страдальчески скрипел, бычился своими 6 тысячами лошадиных сил и напор держал. В повести в такой же обстановке оказываются МРСы - шестнадцать метров в длину, пять в ширину, а в дизеле 80
"лошадей", в общем, сейнера-малютки... У них, как пишет Конецкий,
"обшивка толщиной в ноготь" и район плавания - 20 миль от защищенного порта. А они идут-пыжатся за ледоколом в дальней Арктике...
Многое из нашей морской истории сегодня позабыто: что-то размылось случайно, а что-то стерли с умыслом, особенно в последние пятнадцать лет. Вот так и с перегонами промыслового новостроя по Севморпути, о которых писал Виктор Конецкий. Иные переписчики истории называют их безумием, мол, вот ведь до чего додумалось тогдашнее правительство!
Что тут скажешь? Арктика - особая сфера планеты, и безумием можно назвать любое начинание здесь, со времен первопроходцев и по день сегодняшний. И потом, еще неизвестно, каким словом через полвека назовут наши потомки все то, что творится с Россией сейчас...
В 50-х прошлого века перегоны по Севморпути подвигом уже не считались, а считались трудной работой. К слову, в этом тоже есть повод, чтобы задуматься, насколько крепким, работящим и нравственно сильным был в ту пору не только моряк, а и большинство нашего народа.
Иначе и не сказать
Наш художественный кинематограф никогда не был щедрым на фильмы о Русском Севере, тем паче о Севморпути и Арктике. Среди того, что уже снято, оказалось немало серого, а порой откровенно бестолкового. Мне кажется, беда эта не столько из-за посредственного владения темой, сколько из-за нехватки у авторов нужной эмоциональной струны - исходный материал ими не был пережит и прочувствован.
Виктор Конецкий - писатель точный в определениях, чего бы они ни касались: зыбкого океана или твердой суши, корабельного устава или житейского случая. Причем обрисовать он мог двумя предложениями, а то и двумя-тремя фразами...
Вот лег мне на память фрагментик из "Завтрашних забот"...
"Лиловая блеклая ночь скользила над Онегой. Беззвучная и светлая, дремала вода. И озеро будто прикрыло глаза и дышало чуть приметно и покойно. Пахло свежей рыбой и крапивой... Озеро тоже молчало. Оно совсем онемело в этот лиловый ночной час. И даже ветер теребил его беззвучно, как вату".
Кто вглядывался в Карелию, подтвердит - июньские ночи над Онежским озером действительно немы, и непременно лиловые и блеклые, и дышит озеро и вправду чуть приметно и покойно, и ветерок его и в самом деле теребит так беззвучно, как вату, - иначе и не сказать...
Те же, кто ходил в море выше 70-й параллели и на Арктику смотрел не стылыми глазами, обязательно согласятся с писателем в том, что лед за бортами может
"бормотать, жаловаться", даже "всхлипывать", а у льдин могут быть
"мокрые зеленые животы", что штормовая
"зыбь горбатая и зеленая", а корабли на ней
"подхалимски кланяются волнам, на миг застыв в нерешительности" при
"судорожных вздрагиваниях палубы"...
Вот так же сжат, поэтичен и правдив Виктор Конецкий не только в описании окружающего, но и всего остального - мыслей, слов и поступков... Отчего? От того, что все, излившееся строками повести, сначала миновало его закоулки сердечные, причем не раз, а потому там и осталось, отпечаталось, зарубцевалось.
Таких же живых и запоминающихся эмоций, а также и трепетного отношения к повести Виктора Конецкого хочется пожелать главным действующим лицам на съемочной площадке
"Завтрашних забот".
Олег ХИМАНЫЧ
В Архангельске "Мосфильм" снимает четыре серии киноленты по повести Виктора Конецкого
"Завтрашние заботы".
Как сообщает АНН, в фильме снимаются такие известные актеры, как Александр Лазарев, Дмитрий Ульянов, Петр Зайченко, сценарист картины - Андрей Дмитриев, режиссер - Александр Аравин, снявший фильм "Тайга" и "Красная капелла", и оператор Виктор Новожилов, известный по ленте "Убойная сила".
Руководитель проекта Петр Коротеев так обрисовал основную идею фильма:
"Действие происходит в 55-ом году. Это время начала борьбы за камчатского лосося. Рыболовецкий флот частями перекидывают на Камчатку. Тут и начинается история двух отважных капитанов (их роли исполняют Александр Лазарев и Дмитрий Ульянов), влюбленных в одну девушку, но вынужденных идти в опасное плавание".
В Архангельске снимают кино
Моряк Севера,
14 июня 2006 (21).
Пресс-служба мэрии Архангельска.
В столице Поморья пройдут съемки четырехсерийной художественной ленты "Завтрашние заботы" по одноименной повести Виктора Конецкого.
Фильм будет выполнен в жанре исторической остросюжетной драмы с элементами патриотической героики. Сюжет - о подвиге русских моряков, проявивших храбрость, отвагу и силу воли при перегоне рыболовецкого флота из Архангельска на Камчатку через Северный Ледовитый океан в 1955 году. Вышеперечисленные события достойны памяти и уважения потомков.
В работе над картиной задействованы сценарист Андрей Дмитриев, режиссер Александр Аравин, снявший фильмы "Тайга", "Красная Капелла" и оператор Виктор Новожилов, известный по ленте "Убойная сила". В актерском составе - Александр Лазарев, Дмитрий Ульянов и Петр Зайченко.
По словам исполнительного продюсера Федерального агентства по культуре и кинематографии Игоря Фатюшина, целью данного кинопроекта является воспитание в общественности патриотического настроения и духовного единства с живущими рядом людьми, что, несомненно, должно стать приоритетом номер один на пути роста государственности Российской Федерации.
В связи с этим Федеральное агентство по культуре и кинематографии, продюсерский Центр "Неотел" и телеканал "Россия" обратились к мэру Архангельска Александру Донскому с просьбой обеспечить административную под-держку в проведении съемочного процесса в городе. При съемках фильма будут использованы здания и улицы областного центра с временным художественным оформлением под пятидесятые годы прошлого века и техникой того времени.
В Архангельске снимают фильм "Завтрашние заботы"
В столице Поморья пройдут съемки четырехсерийной художественной ленты
"Завтрашние заботы" по одноименной повести Виктора Конецкого.
Как сообщили ИА "СеверИнформ" в пресс-службе мэрии Архангельска, фильм будет выполнен в жанре исторической остросюжетной драмы с элементами патриотической героики. Сюжет – о подвиге русских моряков, проявивших храбрость, отвагу и силу воли при перегоне рыболовецкого флота из Архангельска на Камчатку через Северный ледовитый океан в 1955 году. Вышеперечисленные события достойны памяти и уважения потомков.
В работе над картиной задействованы сценарист Андрей Дмитриев, режиссер Александр Аравин, снявший фильмы
"Тайга", "Красная Капелла" и оператор Виктор Новожилов, известный по ленте
"Убойная сила". В актерском составе – Александр Лазарев, Дмитрий Ульянов и Петр Зайченко.
По словам исполнительного продюсера Федерального агентства по культуре и кинематографии Игоря Фатюшина, целью данного кинопроекта является воспитание в общественности патриотического настроения и духовного единства с живущими рядом людьми, что, несомненно, должно стать приоритетом номер один на пути роста государственности Российской Федерации.
В связи с этим Федеральное агентство по культуре и кинематографии, продюсерский Центр
"Неотел" и телеканал "Россия" обратились к мэру Архангельска Александру Донскому с просьбой обеспечить административную поддержку в проведении съемочного процесса в городе. При съемках фильма будут использованы здания и улицы областного центра с временным художественным оформлением под 50-ые годы прошлого века и техникой того времени.
|