Сайт Александра Лазарева-мл. Сайт Александра Лазарева-мл.

Александр Лазарев: Авантюрная история с уклоном в меродраму 
журнал "Ролан" июнь 2001 года


Нужно сказать, что задача "заполучить" заслуженного артиста РФ Александра Лазарева-младшего в качестве собеседника с самого начала оказалась практически невыполнимой. Безумная занятость, заботы примерного отца семейства, в котором теперь кроме очаровательной старшей дочери есть и маленький наследник, продолжатель династии по мужской линии, репетиции серьёзной роли в приближающейся премьере последней пьесы Григория Горина, работа в репертуарных спектаклях "Ленкома", новые проекты, - и так далее, и так далее... Делать было нечего, оставалось только согласиться на неожиданное предложение актёра встретиться в антракте "Женитьбы Фигаро". Строгие законы театрального регламента сразу задали жёсткий ритм разговора, и, торопясь и заговаривая одновременно, мы полетели вперёд... Впрочем, поводом для встречи был необычный фильм. Так что удивляться обстоятельствам не приходилось. А время струилось в темпе "presto, molto presto", как писал в своей партитуре великий итальянец, чья музыка сопровождала весь наш разговор.

Вечер. 20.20
По ленкомовским коридорам с шумом проносится актёрская братия, облачённая в пышные и пёстрые костюмы. Артисты, ещё во власти своих образов, дурачатся и подшучивают друг над другом. Озорство лёгкого пера Бомарше и кураж пьянящих мелодий Россини не отпускают их и за кулисами. В стенах гримёрной, пожалуй, несколько иная атмосфера: можно выкурить сигарету, выпить стакан чая, немного перевести дух. Однако прикорнувшему неподалёку Дмитрию Певцову это явно не удаётся, как и Александру Лазареву, интервью с которым прерывает медитацию Димы, впрочем, это неизбежное зло он принимает с кротостью - как-никак коллегиальная солидарность. 

- Итак, теперь "Афера"? И у вас главная роль?
(Стрельнув сигарету у Певцова, Александр деловито закуривает...)

- Название на протяжении съёмок менялось несколько раз. Сначала была замечательная, на мой взгляд, фраза: "Когда дует ветер". Затем - "Всё, что у тебя есть", тоже любопытно, по-моему. Но потом решили отталкиваться от фабулы и выбрали, может быть, несколько лобовое - "Афера". Не знаю, правильно ли это, во всяком случае, это название весьма символично для картины о нашей жизни... Я для себя определил жанр фильма так: авантюрная история с уклоном в мелодраму. Что же касается моего персонажа, то он, безусловно, герой нашего времени. Такой порядочный... аферист.

- Вы, что, ему симпатизируете?

- (С вызовом) Конечно, симпатизирую! Когда посмотрите фильм, скорее всего меня поймёте. Мой персонаж не бездушный денежный мешок, а живой человек со своими достоинствами и недостатками, как все мы.

- Интересно, а себя вы могли бы назвать авантюристом?

- Вряд ли. (Тут Певцов, судя по выражению его лица, уверенный в обратном, в знак протеста покидает гримёрную.) Может быть, раньше, в юности, я мог очертя голову ввязаться в какую-нибудь авантюру. Но с годами стал подвергать всё анализу, избегать безрассудных поступков. А вообще, я вполне терпим в авантюризму, если он не приносит зла. Мне кажется, разумная доля авантюризма может даже стимулировать рост личности. Но только если он сродни находчивости, склонности к риску или жажде приключений.

- В картине местом проведения аферы становится телевидение. А оно занимает какое-нибудь место в вашей жизни?

- Если иметь в виду творчество, то да. Участие в телепроектах - серьёзная составляющая понятия "синтетический актёр". Но я не любитель ТВ. Домашние смотрят, а я больше использую телевизор как монитор: смотрю видеофильмы.

- Тем не менее, вы абсолютно правдоподобны, как будто всю жизнь занимались этим бизнесом. Как это получилось?

- Партнёры были замечательные, и это не просто слова. Прежде всего - Маша Голубкина. Она прекрасная актриса, открытый и контактный человек. И хотя на съёмочной площадке мы встретились впервые, проблем не было никаких, наоборот - полное взаимопонимание. Я даже считаю, что мы в чём-то с ней родные души, может быть, потому что в своё время она громко заявила о себе в фильме "Ребро Адама" Вячеслава Криштофовича, у которого я тоже снимался, но уже в картине "Приятель покойника". Так же только в превосходной форме могу говорить о Владимире Симонове, с которым мы давно знакомы.

- А как вам работалось с режиссёром Евгением Лаврентьевым?

- Он произвёл на меня очень хорошее впечатление (и тут он ловко и как-то изящно бросает взгляд на мои часы). Довольно молодой человек, младше меня, и это его первый опыт в "полном метре", в большом кино, как говорится. Но, несмотря на это, он проявил себя настоящим профессионалом.

- Вас не пугает в кино зависимость от режиссёра, от властного, магического слова "монтаж"?

- По большому счёту, нет ("Да уж, - думаю я, - такого не испугаешь!"). Сюрпризы, в том числе и неприятные, возможны здесь лишь отчасти. Всё равно мы знаем, что делаем, и пусть приблизительно, но процентов на семьдесят я всё-таки могу представить себе, что из этого получится. Неожиданности могут быть по мелочам, в каких-то нюансах ("Ух ты! Смотри, как здорово получилось!"), а в глобальном смысле - нет. Вообще, я очень люблю смотреть уже смонтированные части фильма, но не все режиссёры показывают картину целиком до официальной премьеры. Впрочем, есть приятные исключения. Вот, например, Александр Абдулов во время съёмок "Бременских музыкантов" каждый вечер собирал нас для просмотра сделанного за день. Было страшно интересно и безумно смешно.

- Вам, что, удаётся быть просто зрителем, когда вы смотрите картины с собственным участием?

- Нет, не получается (при этом он пристально глядит на себя в зеркало - начинает готовиться к выходу на сцену). Как-то всё сразу всплывает в сознании: как всё создавалось, из чего складывалось. В идеале, конечно, хотелось бы относиться к тому, что видишь на экране, как к абстрактному факту искусства, а не фрагменту собственной жизни, но это пока мне не удаётся.

- Ваше отношение к телевидению ясно. А к кино?

- Я люблю кино во всех его проявлениях: хорошее, плохое - неважно! Мне просто нравится его смотреть, сниматься в нём. Меня интересует и процесс создания, и результат. Я просто люблю кино - и всё! 

20.40
Прошло всего двадцать минут. От напряжения стучит в висках и всё время кажется, что о чём-то забыла, забыла, забыла спросить. Но темп, заданный с самого начала, темп безумного дня Фигаро, не отпускает, морочит, заставляя забыть о цели...

На пороге внезапно вырастает силуэт костюмера. Фигура, исполненная безмолвного терпения, одним своим появлением даёт понять: аудиенция подошла к концу, пора возвращаться на сцену. Ловко надев расшитый золотом камзол, на ходу поправляя роскошную шляпу с перьями, актёр, уже наполовину ставший графом Альмавива, бросает на прощание: "А в "Ролане" я был как-то раз, замечательный кинотеатр, и кресла очень удобные!..". О чём это он? - думаю я, всматриваясь в полутьму закулисья, а в голове вспыхивает дикая мысль: с кем я говорила и вообще говорила ли? Может, всё это только обман чувств? Одна большая афера? Нет, абсолютно безумный день. А может быть, он сказал ещё что-то? Возможно, но всё заглушили бравурные аккорды бессмертного Россини... 



Лилит Гулакян