Александр Лазарев:
"Держать марку – это часть профессии"
Новая неделя, 1-9 апреля № 13 (78) (2006)
Родился в 1967 году в Москве в семье актеров Александра Лазарева и Светланы Немоляевой.
Ведущий актер театра играет в постановках
"Королевские игры", "Безумный день, или Женитьба Фигаро",
"Шут Балакирев", "Плач палача". Заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии, премий
"Хрустальная Турандот" и "Чайка". Снимался в фильмах:
"Приятель покойника", "Умирать легко", "Бременские музыканты",
"Афера", "Идиот", "Желанная" и др. В 2006 году на экраны выйдут картины с его участием:
"Парк советского периода", "Азирис Нуна",
"Кинофестиваль, или Портвейн Эйзенштейна",
"Виват, Анна Иоановна!".
Женат, растит дочь и сына.
Александр Лазарев-младший не любит давать интервью.
"Для этого мне необходимо, чтобы было что сказать", — объясняет он. Сегодня повод для разговора имеется - скоро актер выйдет на сцену Ленкома в несвойственном ему образе — уголовника, хулигана и бабника
— Вы вводитесь на роль Макмерфи в спектакль
"Затмение" по роману Кизи "Над кукушкиным гнездом". Помните первое впечатление от этого произведения?
— В середине восьмидесятых я посмотрел на видео фильм Милоша Формана. Потом будто оглушенный еще час не мог отойти от телевизора, сидел в сомнамбулическом состоянии, переваривал. То, что происходило на экране, перевернуло мое мировоззрение, взгляд на кинематограф. Одно из самых сильных впечатлений от кино...
— В спектакле в первом составе эту роль играет Александр Абдулов. Ваш Макмерфи станет другим?
— Абсолютно другим. Повторять чужой рисунок — это непрофессионально. А если меня будут заставлять делать то, что делает сейчас мой старший товарищ и любимый артист Александр Абдулов, я просто перестану репетировать. Потому что у нас с Абдуловым разная психофизика, схожи мы с ним исключительно ростом.
— Вы интеллигентный, тонкий актер, а тут — образ хулигана, бунтаря, матерщинника ...
— Материться не буду категорически.
— Режиссер-то об этом знает?
— Узнает (смеется). Думаю, что он не будет против. Мы найдем решение.
— А как на все это реагирует ваша жена? Ведь у вас в семье принято советоваться по производственным вопросам.
— Алина очень довольна. Ее порадовала эта затея, и она меня — сомневающегося — уговорила.
— Вы еще сомневались?! Это же роль-подарок, по накалу сродни Гамлету! Кстати, вас не тревожит, что время бежит, а Гамлета — мечту всех актеров — вы пока не сыграли?..
— Зато в двадцать пять лет я сыграл Клавдия. Сначала в этой постановке играли Янковский, Збруев, Абдулов. И они решили передать свои роли следующему поколению артистов Ленкома. Гамлетом стал Дмитрий Певцов, Лаэртом — Виктор Раков, а мы с Андреем Соколовым в очередь играли Клавдия. В итоге получилось, что Гамлет и
Клавдий — ровесники. Может такое быть теоретически? Может. Это и по мысли было любопытно, и смотрелось обалденно! Они в детстве в футбол играли вместе, а теперь жизнь их поставила в такую ситуацию: один любит мать другого... К сожалению, этот спектакль Глеба Панфилова шел мало — года три с первым составом, и с нами — года полтора. А потом в театре случился пожар, и сгорели очень дорогие костюмы, которые восстанавливать было не на что. А вообще, Гамлета, я думаю, можно в каком угодно возрасте сыграть. Мало того, не хочу никого обижать, но сейчас Гамлета может сыграть любой. Кто угодно! Даже человек с улицы, были бы деньги. Если уж у нас парикмахер петь может... Это я меткое замечание одной мною уважаемой актрисы повторяю. Да нечто подобное при мне было: известный режиссер увидел мою приятельницу — очень красивую молодую женщину, и спрашивает:
"А вы не хотите сыграть в кино главную роль?" Она удивилась:
"Я же не актриса!" "Ничего, сейчас это можно". Так что можно и Гамлета. Такое время.
— Кстати, говорят, что большие, трудоемкие и эмоциональные роли
"отнимают" у актера до двух килограммов веса за спектакль?
— Да. За "Королевские игры" и "Женитьбу Фигаро" я, бывало, терял по полтора килограмма. Откуда знаю? Проверял, потому что, как и большинство актеров, слежу за
своим весом. А тут и нервный стресс, и физическая нагрузка... Только потери, к сожалению, быстро компенсируются за ужином.
— А вы, как Анастасия Волочкова — листик шпината и свеколку!
— Нет, не получается. Хотя иногда проявляю волю. Вроде, прийти после спектакля и не поесть, кажется невозможным, особенно, если по всей квартире запахи фантастические, но я не ем. Оторву кусочек того, кусочек этого уйду в другую комнату. Но домашние-то меня жалеют, начинают звать, подкладывать вкусненькое... Теща, в основном (улыбается).
— Ну, можно же и как-то пс другому поддерживать форму, фитнесом, например?
— Для меня это с недавних пор бассейн. Просто наста возраст, когда или можно очень легко распустить себя, или до старости остаться поджарым человеком. Поэтому в бассейне я стремлюсь поплавать подольше, устать. Кроме того, это прекрасная возможность лишний раз пообщаться с детьми — я всегда стараюсь брать с собой дочь и сына.
— Похоже, вы и курить бросили?
— Да, не курю уже больше двух лет. И всячески пропагандирую это. Конечно, не сам захотел бросить — врачи порекомендовали, но, тем не менее, воли хватило.
— Вы дважды получали премию "Чайка" в номинации
"роковой мужчина". Как думаете, ваша внешность имела здесь значение?
— Для любого актера фактура имеет огромное значение. Мы ведь занимаемся изобразительным делом — изображаем неких героев, некие страсти, некие взаимоотношения. Поэтому если ты выглядишь определенным образом, тебе определенные роли и даются. Так что внешность — это чистый атрибут профессии, и то, что дано тебе Богом, надо стараться не изуродовать, а поддерживать хотя бы из благодарности.
— А случалось, что именно из-за внешности какая-то роль вам не досталась?
— Да у меня вся актерская юность была с этим связана! На пробы в кино приглашали
много, но потом отказывали, и всегда с одной формулировкой: слишком правильные черты лица. В какой-то момент на кино я даже поставил крест, но потом благодаря режиссеру Александру Аркадьевичу Белинскому, который утвердил меня в
"Провинциальный бенефис", все наладилось.
— Сегодня вам приятно, если вас воспринимают как секс-символ?
— (Усмехается) Я бы и без этого обошелся. Хотя, будет враньем, если скажу, что меня это вообще не колышет. Отчасти тешит самолюбие.
— Когда в тридцать два года вам присвоили звание Заслуженного артиста, что больше чувствовали?
— Честно? Вообще ничего. Ведь сегодня в нашей жизни звание ничего не меняет, только появляется приписка в программке рядом с фамилией.
— А тщеславие? Актеры же тщеславные люди.
— Тщеславные — не тщеславные, но если есть работа, есть любовь зрителей, — тебе наплевать на звание. Владимир Высоцкий ведь не был ни заслуженным, ни народным... Правда, хотя бы для родителей звание получить нужно — моим было безумно приятно. Если моя дочка Полина когда-нибудь станет заслуженной, я буду на седьмом небе от счастья!
— Полине пятнадцать, она профессионально поет. То есть ее будущее предопределено?
— Поет Полина действительно хорошо, занимается вокалом, но мечтает о другом, хотя тоже из области искусства. Бередить эту тему не хочется — и так у нас сейчас это основной вопрос.
— У вас ведь и сын Сережа уже артист — играет в театре Маяковского в
"Мертвых душах". Обскакал отца — вы впервые вышли на сцену в двенадцать, а он — в пять лет. Чья это была инициатива?
— Конечно, бабушкина! (актрисы Светланы Немоляевой — авт.) Я был против, но теперь очень рад, потому что Сережа с огромным удовольствием ездит играть спектакли, уже подружился с кем-то — там же пятеро детишек по сцене бегает. Они чудно проводят время, обязательно ждут поклонов, принимают цветы от публики.
— Вы занимаетесь воспитанием детей?
"Я строг, но справедлив", — это про вас?
— Надеюсь, что да. Сыну и наподдать могу, если упрется и будет продолжать какое-то безобразие. Но он уже хитрый стал, играет теперь, что ему очень больно — весь сморщится, согнется:
"У-я, кровь!"
— Ваша жена не работает. Это вы заперли ее в четырех стенах?
— Нет, просто так случилось в нашей жизни. Поначалу она долго работала, зарабатывая раз в пять больше
меня. Потом Полька пошла в школу, и Алина ушла с работы, чтобы быть рядом. А вскоре и Сережка родился. Так что забот жене достаточно дома с детьми.
— Кто у вас в семье лидер?
— Не знаю. Мы с Алиной уже практически одинаковые люди — как близнецы с годами стали.
— Не замечали по себе, что мужчина может простить женщине все, кроме ее превосходства?
— Интересная мысль. Не думал об этом, но, похоже, это правда. Хотя, если женщина умна (а чаще она гораздо умнее своего мужчины), то
не станет выпячивать никаких своих преимуществ. А если не станет выпячивать, то мужчине рядом с ней нормально (улыбается). Я иногда могу упереться: нет, вот будем делать все так и так! Алина соглашается. А в итоге как-то шажочек за шажочком подводит меня к тому, как хотела она. Причем я в этот момент уже думаю:
"Наверное, это была моя идея. Все-таки я решил изначально, что надо делать именно так". Вот она — женская мудрость потрясающая. Когда я это понимаю, то мне становится легко и радостно.
— Говорят, мужчина, ничем не отличается от мальчишки, просто у него игрушки дороже. Что входит в комплект ваших сегодняшних игрушек?
— Конечно, машина — это мое личное пространстве Еще имеется подаренный моим другом четырехколесный мотоцикл — квадроцикл. Это действительно игрушка абсолютная! Еще я обожаю свой большой плоский телевизор, и всю аппаратуру, которая стоит под ним внизу. Кроме меня в ней никто и домашних не разбирается поэтому я особо бережно ней отношусь — ручечки, кнопочки, проводочки...
— На вас давит ощущение, что постоянно приходится держать марку?
— Не давит, потому что это часть профессии. Так всегда было и будет, пока ты артист Как-то купил я в Испании одну кепку прикольную. Примерил — клево! Но на ней был напечатан не очень приличный символ. Алина посмотрела и сказала:
"Приедешь в Москву — не смей это надевать. На тебя люди смотрят" И я согласился — она права.
— Тогда где и в чьем обществе вы абсолютно расслабляетесь?
— Дома. Мне с семьей спокойно и хорошо.
— Вы еще открываете всебе что-то новое?
— Пожалуй, я еще жду от себя подарков. Я еще не познал себя, я в пути. И очень этому обстоятельству рад.
Мария СПЕРАНСКАЯ
Фото: Рифат Юнисов, Сергей Иванов Михаил Гутерман, ИТАР-ТАСС
|