Сайт Александра Лазарева-мл. Сайт Александра Лазарева-мл.

Александр Лазарев: Я просто "вынужден" был стать актером.
Санкт-Петербургские Ведомости, No 143(1568), 29 июля 1997


Несколько лет назад вся театральная Москва полнилась разговорами о новом "звездном мальчике" Ленкома: молодой красавец, хорошо сложенный, пластичный, музыкальный, с прекрасным голосом и, наконец, из знаменитой семьи Александр Лазарев-младший, сын Александра Лазарева старшего и Светланы Немоляевой. 

Действительно, он как-то сразу обратил на себя внимание, может быть потому, что очень быстро после прихода в Ленком сыграл главную роль в спектакле "Ромул великий", потом был Клавдий в "Гамлете" и граф Альмавива в знаменитом спектакле ленкомовской молодежи "Безумный день, или Женитьба Фигаро". 

За роль Генриха VIII в спектакле "Королевские игры" молодой артист был удостоен приза "Хрустальная Турандот" и Госпремии России. Такое быстрое и широкое признание в самом начале творческого пути весьма коварно для молодого дарования _ может закружиться голова. К счастью, с Александром этого не произошло, потому что он пришел в профессию всерьез и надолго и предан театру азартно и увлеченно. Он постепенно обретает свое лицо в искусстве и, слава богу, совершенно не подражает своему прославленному отцу, чего при таком поразительном сходстве, кажется, трудно избежать. 

В Александре Лазареве есть очень хорошее для актера качество - стремление к самоусовершенствованию, умение каждую новую роль начинать с чистого листа, отбрасывая прежние наработки. К своей популярности он относится очень спокойно и даже, по-моему, равнодушно, во всяком случае внешне. 

О своей популярности я так скажу: я об этом слышал, но сам я так не считаю. Какая популярность?! Когда рядом со мной работают такие выдающиеся артисты, до которых мне расти и расти?! Голову мне это не кружит, мне просто хочется работать, а все остальное мишура. Из своих 30 лет я 25 провел в театре. Я кроме театра ничего не видел с детства и, конечно, был отравлен им на всю жизнь. Так что я просто "вынужден" был стать актером, другого пути у меня не было. Правда, комплексы были страшные по этому поводу, я хотел всего сам добиться, одно время я даже брал псевдоним, но это был юношеский максимализм. Наверное, с отцом все равно сравнивают, я не боюсь повторов, мы с ним совсем разные. Я стараюсь отцу подражать только в одном - в его любви к театру, фанатизме в профессии. Наверное, я не такой, у меня чего-то пока не хватает, я стараюсь дотянуться до его уровня. 


- А как вы попали в Ленком? 

- Это очень интересная история. Мой товарищ Саша Садо поет в ленкомовском рок-ансамбле "Аракс". И он как-то предложил прийти в Ленком попробоваться. Я очень хотел, но страшно боялся и не отреагировал тогда... Прошло какое-то время, я сижу дома, в ванне (извините за подробность), входит моя жена Алина: "Тебя срочно к телефону Садо". Я вылезаю из ванны с намыленной башкой и иду к телефону . "Через 20 минут будь в театре, тебя хотят посмотреть". Я так и остолбенел, но через 20 минут был в театре, хотя от моего дома до театра минут 35 ехать! Мне предложили попробоваться на морские танцы в "Юнону и Авось", две недели я занимался с концертмейстером, балетмейстером, с Виктором Раковым, с замечательными людьми, которые мне посвятили свое свободное время, даже не зная, буду я принят или нет, за что им очень благодарен. Потом был показ, Захаров попросил почитать стихи. Я почитал, потом он спросил, не сын ли я Лазарева и Немоляевой, я сказал, что сын. "Хорошо, что я об этом узнал после показа", сказал Марк Анатольевич. Меня взяли на договор, а через год и в труппу театра. И вот я уже заканчиваю в Ленкоме 7-й сезон. Я приверженец этого театра и не хочу работать ни в каком другом, ни с каким другим режиссером. Когда-то мальчишкой я увидел впервые "Звезду и смерть Хоакино Мурьетты" и понял, что это мой театр. 


- А что вас привлекает именно в этом театре? 

- Понимаете, такой колючей энергетики, как в нашем театре, нет сейчас нигде. Когда твой внутренний накал, вера в то, что ты делаешь, так велики, что ты полностью доверяешь своему организму, и в ответ такие творческие возможности в себе открываешь, которых ты не мог и ожидать, которых умом не постичь. И тогда получается та самая энергетическая связь между всеми участниками спектакля: между актерами, между актерами и режиссером, между актерами и рабочими сцены, между актерами и зрителями. Это и называется Ленком! 


- А как вас встретили в таком прославленном коллективе? 

- Очень хорошо встретили, Янковский и Збруев, люди очень занятые, но когда нас вводили в "Гамлета", они каждый день работали с молодыми актерами, теперь это мой дом, это большая семья, и меня в эту семью приняли и приняли сразу. 


- Ваш отец, сыграв в фильме "Еще раз про любовь", стал сразу известен всей стране, теперь такой возможности нет, и люди в кино мало ходят, да и фильмов таких нет. Теперь для молодого актера осталась, наверное, одна возможность - сняться в рекламе, тогда тебя увидит вся страна. 

- Да, было дело, один раз я снялся в рекламе, просто нужны были деньги. Меня это очень смущает, конечно, я не хотел бы этим заниматься. Это очень опасное дело. Прежде всего это минус для самого актера. Нельзя так часто появляться на экране в ерунде, нельзя себя тиражировать так бездумно. 


- А если говорить о вашем поколении актеров: Машков, Миронов, Певцов, вы, чем оно отличается от поколения ваших родителей? Если взять поколение молодежи нашей, далекой от искусства, то все это люди очень прагматичные, практические, без романтизма, неужели и вы такие? 

- Думаю, что нет, хочется думать, что все-таки мы не такие уж деловые. Потому что, если думать о деньгах, о благах, то как актер не состоишься. Мне даже кажется, что все совсем наоборот - когда все вокруг тебя посвящено "золотому тельцу", то хочется от этого уйти. А если говорить о разнице поколений - я думаю, что наше поколение к жизни относится легче, мы больше знаем, больше слышим, меньше запретов, мы внутренне более свободные. 


- Чье мнение о вашей работе вам важно? 

- Мнение самых близких людей: родителей, жены и Захарова, конечно. Причем мама гораздо более строгий судья, чем отец. Вообще-то, по большому счету, я не имею права прислушиваться ни к чьему мнению, кроме Марка Анатольевича: он мой учитель, я его артист, я должен его слушать. Конечно, хочется нравиться, все актеры любят похвалы. Они как дети, им надо, чтобы их любили. Когда Захаров говорит из зала: "Да, вот это хорошо!" начинаешь просто фонтанировать, раскрываешься и выдаешь что-то необыкновенное. Вообще актер должен все время развиваться: искать, не застаиваться. Если ты достиг какого-то определенного уровня и начинаешь ехать на этом ты быстро кончишься. Надо все время действовать, и лететь, лететь. Я, наверное, сегодня могу больше, чем вчера, и очень хочу, чтобы это продолжалось, я все усилия буду прикладывать, чтобы не останавливаться. 


- А какова, по вашему мнению, роль театра в жизни? 

- Я думаю, что театр существует для того, чтобы не оставлять людей равнодушными, чтобы будоражить эмоции, будоражить фантазию, чтобы рассказывать людям о любви, о ненависти, о страстях, чтобы жизнь продолжалась. Бывают просто чудные моменты, одна моя знакомая, тоже актриса, пришла после "Королевских игр" за кулисы и плакала, не могла успокоиться. Или после "Фигаро", бывает, встречают у служебного входа зрители с такими счастливыми глазами, такие слова добрые говорят. Конечно, это безумно приятно, действительно видишь, что твоя работа приносит радость. 



Беседу вела Татьяна МИХАЙЛО