Пресса о фильме «Приятель покойника»

О «Приятеле покойника» или хорошо, или ничего
Фильм Вячеслава Криштовича стал главным событием первой недели «Кинотавра»

У каждого «Кинотавра» есть свое лицо. В прошлом году фотографы охотились на огромного казаха Фархада, героя-любовника из картины Абая Карпыкова «Тот, кто нежнее». Прошел год, и на сочинском пляже появился высокий и подозрительно худой персонаж, бритую голову которого венчал завязанный узлом хохолок. Никто ничего не понял, но все поняли фотографы, которые стали сопровождать бритого героя повсюду — от ресторана до пляжа и обратно. Именно таким образом вопрос с лицом фестиваля был решен. Не был решен другой вопрос: кто этот человек?

— Просто начинающий актер, какой-нибудь украинец,— говорили одни, указывая на казацкие усы и лихо закрученную прядь на бритой голове.

— Каскадер с Одесской киностудии, очень известный,— утверждали другие, наблюдая силовые упражнения, которые бритый герой радостно демонстрировал всему пляжу.

— Ну как же, это польский режиссер, его картина в конкурсе,— отчего-то были уверены третьи, и оказались не правы, так же, как и все остальные. На следующий день на пляж пришел Александр Розенбаум и стал искать свободное место под тентом. Бритый человек подошел к нему, протянул руку и сказал: «Здорово, Саня, я — Никита Джигурда. Зачем ты на меня так смотришь? Это у меня новый имидж. Так нужно для кино».

Ликованию публики не было предела. Никита Джигурда снялся в трехчасовой эпопее Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Ермак», и ее на «Кинотавре» покажут в один из последних дней. Вчера же в Сочи была показана картина Вячеслава Криштофовича «Приятель покойника», которая оказалась хороша еще и тем, что оставила критиков по разные стороны баррикад — на «Кинотавре» наконец-то появился повод для споров.

История персонажа, воплощенного в театрально-героическом облике Александра Лазарева-мл., современна и, казалось бы, вполне жизненна: молодой человек, мучимый ревностью, заказывает киллеру убийство любовника своей жены, но расставшись с женой, решает уйти из жизни сам и для опознания отправляет киллеру вместо портрета любовника собственное фото. Дальнейшие приключения героя окончательно расстраивают зрителя: он, образованный и зрелый юноша, зарабатывает себе на жизнь тем, что дает в суде ложные показания, но вскоре понимает, что время умирать еще не настало. Спохватившись, Анатолий находит другого киллера (убедительная актерская работа Сергея Романюка), которому заказывает убийство первого. Несчастный первый погибает, а сомневающийся Анатолий разыскивает жену убитого киллера (Елена Корикова) и вручает ей оставшиеся в кошельке покойного деньги. Но молодая хорошенькая вдова вовсе не намерена грустить и пытается соблазнить того, кто заказал убийство ее мужа. В последнем кадре фильма — круглые от ужаса глаза героя: маленький сын убитого киллера только что назвал его папой.

Режиссер Криштофович прекрасно известен своими прежними работами: хороша его картина «Ребро Адама» (1990), еще лучше предыдущая, но менее известная работа «Володя большой, Володя маленький» с Олегом Меньшиковым в главной роли. Как никому другому Вячеславу Криштофовичу всегда удавался подбор актеров — тем обиднее стратегический просчет, допущенный в «Приятеле покойника»: Александру Лазареву с трудом дается 35-летний looser, не достаточно отчетливо прорисованный в сценарии. Пожалуй, Лазарев чересчур много играет. Увлекшись своей игрой, он упускает характер.

За исключением главного героя, все прочие характеры реализованы вполне достойно. Особенно достоверно выглядит история с любовницей Анатолия, сыгранной Татьяной Кривицкой. Ее позиция в картине — едва ли не самая выигрышная: на фоне звезд молодого актерского поколения — Анжелики Неволиной и Елены Кориковой — Кривицкая смотрится наиболее жизненно, ярко и мило.

Впрочем, несмотря на скептическое отношении критики, именно Александр Лазарев-мл. может претендовать на приз за лучшую мужскую роль: среди всех прочих, уже виденных и предполагаемых к показу в ближайшие дни картин, его работа во всяком случае может рассчитывать на политическую поддержку. Лазарев нравится в том числе и своей театральностью и вполне способен превратиться в секс-символ, то есть заполнить нишу, сегодня сиротливо пустующую.

Перед «Приятелем покойника» в Сочи была показана новая картина Александра Сокурова. Фильм «Мать и сын», повсеместно уже описанный (в том числе и на страницах «Коммерсанта-daily»), прежде всего поражает своей статикой и ювелирной завершенностью каждого кадра: как признался сам Сокуров на пресс-конференции в честь открытия собственной ретроспективы, он не равнодушен к новым технологиям. В возможности цифровой обработки кадра Сокуров находит ту же волшебную свободу, о которой говорит датский режиссер Ларс фон Триер — столь любимые фон Триером обработанные «в цифре» пейзажи (см. «Рассекая волны») доставили неимоверное удовольствие и Сокурову, который среди прочих достоинств был почитаем за принципиальный аскетизм в области технологий кино. Показ фильмов Сокурова на «Кинотавре» начался одновременно с ретроспективами американца Джерри Шацберга и камбоджийского короля Нородома Сианука. Сам король на открытие своей ретроспективы не прибыл, но прислал визирей. Хорошая посещаемость королевской ретроспективы сочинскими зрителями — их непреложная миссия.

ФЕДОР ПАВЛОВ-АНДРЕЕВИЧ

«ПРИЯТЕЛЬ ПОКОЙНИКА»

А вот это уже не триллер, несмотря на вынесенного в название «покойника». Это, если верить аннотации на видеокассете — боевик, а на самом деле — психологическая драма, снятая с большим вкусом Вячеславом Криштофовичем. В главной роли — Александр Лазарев, и уже ради этого стоит фильм посмотреть. Впрочем, стоит это сделать и ради собственно сценария, который издали похож на американский бестселлер «Игра» с Майклом Дугласом — только у нас, естественно, все посложнее. Молодой, умный и красивый Анатолий , окончательно разочаровавшись в жизни после ухода тоже молодой и тоже красивой жены, заказывает… собственное убийство. Потом спохватывается — а поздно, приходится заказывать… уже охранника, который убивает честного, выполняющего оплаченную работу киллера… Вот так — а добавьте сюда несколько любовных линий, роскошные виды Киева (фильм украинско-французский), симпатичных девочек и… Неужели, еще сомневаетесь? А вот компания СОНИ не сомневается, и поэтому приобрела права проката «Приятеля покойника» в США…

Ольга Костенко-Попова

Приятель покойника.

Не для кого не секрет, что Украина переживает большие экономические трудности и фильмы там делают очень редко, а если и делают, то на иностранные деньги. Приблизительно так же плохо с финансами было и у главного героя фильма Анатолия (Александр Лазарев). Он еще вполне молодой, интеллигентный и весьма положительный сидит без работы и без каких-либо средств к существованию в столице самостийной Киеве. Что же делать в такой ситуации? Сценарий Андрея Куркова и постановка Вячеслава Криштофовича помогли ответить на этот и многие другие вопросы нерешенных проблем пост советской действительности.

Анатолий живет с разведенной женой, которая вскоре уходит от него к новому русскому (или украинцу, если хотите). Он встречает друга, владельца лавки, и тут случайно Анатолию стрельнуло в голову страшная идея, вроде как убить ухажера жены. На самом деле Анатолий решает убить самого себя, заказав убийство у знакомого киллера своего друга. Все бы плохо или хорошо, кому как, но жизнь безработного переводчика немного улучшается. И тут он нанимает второго человека, которому предстоит защитить Анатолия от первого, В общем, полная куча мала, после чего сам Анатолий меняет роль пташки-жертвы, да еще начинает общаться и ухаживать за теперь уже вдовой первого киллера…

Полностью пересказать фильм действительно невозможно. Картина состоит как бы из множества взаимоисключающих моментов, объединенных в единое целое — драму маленького человека, оставленного обществом. Возращение, как оказалось, требует моральных жертв, грех без угрызения совести. Главное, чтобы это было во имя чего-то, и в этом авторы фильмы прекрасно приблизились к истине нашей современности. Эти тонкости могут показаться скучными, потому что давно уже всем все известно, где зарыт корень этих проблем. Возражать не стану, может оно и так, но «Приятель покойника» определенно открытие для современного пост советского кино в попытке разгадать НАШЕГО ЧЕЛОВЕКА.